Журнал "Удачный выбор"
Выпуск N 81 / Ноябрь 2010г.

Ничему не научились


МАКОГОН Юрий Владимирович

Заведующий кафедрой “Международная экономика” ДНУ, д. э. н., профессор

Наше государство оказалось между Албанией (88 место) и Гамбией (90). Наши соседи заняли более почетные места: Россия - 63, Польша - 39, Венгрия - 52, Словакия - 60, Румыния - 67. Выше нас в списке оказались даже Казахстан (72) и Азербайджан (57). Ниже - только Грузия (93) и Молдова (94).

Традиционно вниз Украину тянет неэффективная система налогообложения (136 место в рейтинге), отвратительное качество дорог (136), низкий уровень защиты прав собственности (135), высокий уровень инфляции (134), сложность прохождения таможенных процедур (131) и доступа к кредитным ресурсам (130). К тому немногому, чем может похвастаться Украина, относятся хорошее развитие железнодорожной инфраструктуры (25 место), уровень телефонизации (34), качество начального образования (49), торговые тарифы (40), размер внутреннего рынка (37) и готовность к инновациям (37). По остальным показателям Украина находится среди середнячков.

Слабое утешение

Рейтинг рейтингу рознь. Партнеры WEF в Украине – эксперты аналитического центра CASE-Украина, признают: рейтинг составляется очень субъективно. Дело в том, что позиция государства определяется не экспертами-экономистами или представителями властей, а на основании субъективных оценок руководителей предприятий.

Далеко не все опрошенные руководители могут дать объективную оценку развития отдельной отрасли в сравнении с аналогичными секторами экономики других стран. Ведь наиболее часто украинские достижения сравниваются с европейскими, а развивающиеся страны вообще не берутся в расчет. В результате сравнительные оценки существенно занижаются. Кроме того, у отечественного бизнеса в сравнении с коллегами из более бедных государств ожидания от действий властей выше, что негативно отражается на месте нашей страны по таким показателям, как защита прав собственности, в том числе и интеллектуальной, а также уровень коррупции. Поэтому, например, по эффективности государственного управления Украину обошли Зимбабве (105 место, тогда как Украина занимает 132), Замбия (65), Таджикистан (77), Руанда (19) и даже Эфиопия (59). Это не значит, что у них меньше коррупция или что их госаппараты лучше ладят с предпринимателями. Это значит, что ожидания их бизнеса гораздо меньше, чем в Украине.

По мнению экспертов, проводивших опрос, на оценки респондентов влияют также настроения, царящие в предпринимательской среде. Например, после прихода к власти оранжевой команды завышенные ожидания бизнеса от новой власти позволили Украине подняться в мировом рейтинге конкурентоспособности сразу на десять пунктов. А после того, как стало понятно, что радикальных реформ ждать не приходится, Украина вернулась на прежний уровень.

Уже сейчас можно спрогнозировать риски дальнейшего ухудшения позиций Украины в мировом рейтинге конкурентоспособности. Главный из них – негативные оценки предпринимателями предыдущего проекта Налогового кодекса. Но если правительству удастся провести через парламент действительно качественный документ, позволяющий реально снизить фискальное давление на бизнес и упростить администрирование налогов, у нашей страны появится шанс подняться в рейтинге на несколько пунктов.

Дисбаланс между реальной ситуацией в экономике и ее оценками бизнесом наблюдается не только в Украине. Например, своим 63 местом Российская Федерация, по мнению экспертов, обязана более лояльным отношением бизнеса к правительству. Хотя в целом многие индикаторы этой страны находятся примерно на одном уровне с украинскими. Вперед россияне вырываются за счет меньших размеров госдолга, большей макроэкономической стабильности, значительно более высокого уровня инновационности экономики и одного из самых больших в мире размеров рынка.

Поэтому более показательным является рейтинг Doing Business Всемирного банка, строящийся не на субъективных оценочных суждениях предпринимателей, а на выводах независимых экономистов.

Согласно их последнему исследованию Doing Business, 2010 Украина поднялась в рейтинге по сравнению с прошлым годом на четыре пункта. Однако и здесь наше положение незавидно: из 183 прорейтингованных стран мы занимаем 142 место, а по сложности получения строительных разрешений, уплаты налогов, открытия и закрытия бизнеса вообще замыкаем рейтинг.

Самостийная Украина?

О положительном влиянии инноваций на экономику Украины и об инвестициях для них говорят давно. Говорят и делают.., привлекая деньги МВФ.

Цели, к которым стремится Украина, развивая сотрудничество с МВФ, можно трактовать как ложные и сомнительные, – считает заместитель председателя Всеукраинского союза ученых-экономистов, зам. директора Института мировой экономики и международных отношений НАНУ Валерий Новицкий. По его словам, МВФ предоставил очередной транш Украине ради возвращения старых долгов. По мнению эксперта, действуя согласно требованиям МВФ, Украина рискует еще больше деградировать как технологическая страна, но при этом иметь стабильную гривню. "Мнение, что иностранные инвестиции являются двигателем прогресса, – ошибочное. Локомотивом прогресса являются прежде всего внутренние инвестиции, направленные на развитие технологических секторов экономики", – уверен Новицкий. Рост инвестиционного спроса, активность на мировых рынках, а также рост покупательной способности населения вследствие проведения взвешенной государственной политики регулирования оплаты труда, будут содействовать ускоренному росту объемов производства почти во всех видах экономической деятельности.

А вот навязанные фондом непопулярные реформы, как показывает опыт других стран, ведут лишь к социальной напряженности и обнищанию населения. Одним из высокопоставленных украинских чиновников ранее сообщалось, что практически все важные законопроекты, которые готовит кабинет министров, пишутся при участии специалистов Европейской комиссии и Всемирного банка. Согласившись на контроль со стороны МВФ, президент и правительство расписались в собственной слабости, неспособности самостоятельно решить внутренние и внешние проблемы. Появились сложности с реализацией оптимального внешнеполитического курса. Прошедший после выборов период высветил наличие серьезных проблем с разработкой новой экономической политики и выполнением предвыборных обещаний. Предвыборные лозунги – не повышать пенсионный возраст, не увеличивать размер тарифов, дать больше прав регионам и многое другое – были забыты под давлением МВФ.

Политика многовекторности

На протяжении всего периода современного развития Украины внешняя политика носила конъюнктурный характер, отражая заинтересованность Киева в получении от России экономических преференций и одновременно отдавая предпочтение западным странам в политической области. Достаточно вспомнить, что под ратифицированное еще при Леониде Кучме соглашение о формировании Единого экономического пространства, обещания предоставить русскому языку статус государственного украинская сторона не раз получала значительные экономические преференции, которые позволяли добиться экономического роста и выполнять социальные обязательства.

Нынешнее российско-украинское сближение имеет под собой экономическую составляющую, поскольку Россия является крупнейшим инвестором украинской экономики. Сильные позиции российского капитала можно проследить в судостроении, мобильной связи, металлургии, нефтепереработке, в банковском секторе. При этом речь идет о крупных или ведущих предприятиях Украины. Сохраняется взаимная зависимость в станкостроении, нефтепереработке и нефтехимии. Для России большой интерес представляют вопросы, связанные с реализацией газа на территории Украины, с получением контроля над экспортом электроэнергии на Запад, а также сотрудничество в ядерной энергетике, машиностроении, космосе, транспорте. В целом до трети активов украинской экономики принадлежит российскому бизнесу. Дружественная Украина позволяет российскому бизнесу рассчитывать на дальнейшее приобретение украинских активов, усиливает позиции России на постсоветском пространстве, создает условия для поэтапного решения спорных или неурегулированных вопросов.

Несмотря на сохранившуюся сильную экономическую взаимную зависимость, Киев не собирается падать в объятия Москвы. Как заявил украинский президент, интеграция в европейские структуры остается ключевым внешнеполитическим и внешнеэкономическим вектором Украины. И России не стоит обольщаться, что заявления о необходимости возобновления кооперации в различных отраслях экономики, резвый старт восстановления двустороннего экономического и политического сотрудничества, результаты которого еще только предстоит увидеть, коренным образом изменят внешнеполитические приоритеты Украины. Тем более, что в украинской элите сложился определенный консенсус относительно интеграции в европейские структуры. Президент и представители политических партий не ставят под сомнение европейский вектор внешней политики Украины. Формула внешнеполитического курса нынешнего руководства Украины была выведена еще Кучмой и выглядела следующим образом: движение в Европу за счет российских ресурсов.

За годы независимого развития в полной мере проявилась экономическая слабость украинского государства, граничащая с несостоятельностью самостоятельного развития на рыночных принципах. Это будет вынуждать действующего президента, как и прежних руководителей украинского государства, проводить многовекторную политику, маневрируя между Россией и Западом. Впрочем, российское и европейское направления будут серьезно различаться. Российский вектор, скорее всего, по своему значению и силе будет уступать европейскому.

 → Посмотреть весь архив номеров журнала

 → Оформить подписку на журнал