Журнал "Удачный выбор"
Выпуск N 81 / Ноябрь 2010г.

Дон Кихот украинского кино


О путях выхода украинского кинематографа из кризиса, будущем украинского кино и многом другом Сергей Трымбач рассказал в интервью «Удачному выбору».

На какие средства существует Союз кинематографистов Украины? Взносы членов союза, спонсорство? Ведь кино на государственном уровне в Украине уже не снимается. Есть только коммерческие продакшн-студии, которые особо не процветают и выживают за счет заказов российских телеканалов?

Союз кинематографистов Украины (далее Союз, - примечание ред.) в советское время был одной из богатейших общественных организаций. Достаточно сказать, что тогда Союз смог построить тот Дом кино, в котором мы сейчас работаем. В настоящее время Союз в основном живет за счет сдачи в аренду помещений Дома кино. Из государственного бюджета мы получаем небольшую финансовую помощь.

Скажем, в сентябре в нашем синем зале негде было яблоку упасть: был просмотр студенческих работ мастерской Юрия Терещенко Института Культуры и искусств. У меня появилось ощущение, что передо мной люди завтрашнего дня. Талантливая молодежь есть. Более того, только в Киеве - четыре вуза, которые готовят кадры для экранной культуры. Однако большинство из них не связывают свое будущее с украинским кинематографом. Телевидение, новые медиатехнологии… В принципе, сегодня достаточно точек приложения для выпускников таких вузов. Но хочется, чтобы самые творческие из сегодняшних студентов связывали свое будущее именно с кинематографом как «важнейшим из всех искусств». Для этого нужна серьезная консолидация усилий и государства, и общественности. Необходимы радикальные шаги по разработке и реализации новых представлений о всей сфере экранных искусств.

С 1 января 2011 г. вступят в силу дополнения к Закону «О кинематографии». Можете спрогнозировать дальнейшее события?

Мой прогноз пессимистичный. Уже сегодня очевидны желания чиновников фактически миксовать или полностью уничтожить де-факто реальное влияние этого закона. Например, шла речь о льготах для фильмопроизводителей. Их в Налоговом кодексе до сих пор нет. Ныне идут дебаты о том, чтобы кодекс был приведен в соответствие с новой редакцией закона о кинематографии. В этом году в бюджете предусмотрена сумма в 24 млн. грн. на фильмопроизводство. Если этот объем финансирования будет сохранен, то это означает, что следующие 4 года будут выполняться лишь подписанные ранее договоры. То есть стагнация национального кинорынка продолжится, так как на развитие денег нет. Мне известно, что Минкультуры ставило вопрос о том, чтобы в госбюджете 2011 года было выделено на фильмопроизводство 100 млн. грн., но сомневаюсь, что предложенная сумма будет принята Минфином. Тут есть еще один нюанс, который необходимо понимать: деньги из госбюджета на фильмопроизводство не предусматривают их возвращения. Хотя бы потому, что не закладываются средства на экранное продвижение фильма. Собственно, и самих экранов в Украине слишком мало, чтобы рассчитывать на возвращение денег, вложенных в кинопроекты. К тому же, пока отрасль не будет реформирована, повторюсь, режим стагнации будет прежним.

Вопрос «на засыпку». Сколько национальных фильмов выйдет в Украине в 2011 г.? Прошу не брать во внимание кинопроекты «95 квартала»: "Любовь в большом городе", "Служебный роман. Продолжение", которые снимаются на немецкие, российские и другие деньги.

План по производству фильмов на 2011 год существует, однако до принятия бюджета непонятно, насколько он выполним. Повторюсь, нужны реформы, хотя бы те, что заложены в дополнениях к Закону о кинематографии. Без них будем жить, как и раньше.

Сергей, что было сделано и на чем сосредоточитесь в ближайшей перспективе?

Главное, что хотелось сделать, – это повысить общественную активность. Повысить активность Союза, его влияние на формирование и реализацию государственной политики в сфере экранной культуры. Один из важнейших пунктов нашей деятельности – сфера соблюдения авторского права. В частности, выплата роялти, который является авторским гонораром за показ того или иного фильма. Большинство наших телеканалов не выплачивают таких вознаграждений. Очевидно, необходимы перемены действующего законодательства, которые обязывали бы к таким выплатам, что мы и предлагаем сегодня. Еще одно Дом кино должен стать полноценной средой для продуктивных идей. К слову, у нас два новых клуба, литературный и философский. То есть, мы стремимся создать атмосферу, в которой свободно чувствуют себя люди разных профессий. Кино – это коллективный вид искусства, и тут важно именно качество атмосферы, наличие в ней свободы и креатива. Есть перемены в нашей международной деятельности. Мы хотим больше показывать фильмов кинематографистов бывших стран СССР. Последний пример – очень интересный фестиваль литовского кино, который прошел в начале октября. Есть и преграды – это инертность кинематографистов, которая в значительной мере объясняется средним возрастом членов Союза, а также явные конфликты, которые, к сожалению, стали привычным явлением как у нас, так и у наших соседей россиян (речь идет о длительном конфликте, связанным с российским коллегой С. Трымбача – Никитой Михалковым, касающемся его полномочий как председателя Союза кинематографистов России и, собственно, внутреннего раскола этой организации).

В каком проекте как сценарист вы сейчас принимаете участие? Почему вы не пишете сценарии для большого украинского кино?

Последний проект, в котором я принимал участие, это фильм «Живые» Сергея Буковского*. Был фильм “Довженко починається, або Сашко-реформатор”**. К сожалению, ныне я не участвую ни в одном проекте, хотя планы есть. Они касаются также игрового кино. Считаю, что серьезным недостатком нашего кинематографа является отсутствие фильмов на современном материале. Все наше общество нуждается в серьезном анализе того, что происходило в последние 20 лет. Именно в отсутствии такого анализа кроется причина ситуации, в которую мы попали сегодня. Без этого будем жить так, как жили, и, собственно, после появления таких фильмов изменился бы статус самого украинского кино. Наше кино просто заметили бы, поскольку большинство наших зрителей, как мне кажется, вообще не замечают украинского кино. Вместо него правит кино российское – и язык понятен, и реалии близки.

Как Вы относитесь к дублированию зарубежных фильмов на украинский язык? Вы допускаете возможность показа в украинских кинотеатрах фильмов на русском языке?

Этот вопрос у нас слишком заполитизирован. Стало уже банальностью поднимать языковой вопрос накануне выборов. На самом деле принципиальным есть один вопрос – качество фильмов. На встрече с бывшим вице-премьер-министром Семиноженко я напомнил о существовании еще одного языка – кинематографического. У нас низкая культура киноязыка. Наших зрителей нередко кормят текстами на манер Эллочки- людоедки. Нам необходимо медиа-образование. Находясь в США еще в 1990 году, я увидел в программе большинства колледжей курсы по истории кино, телевидения, фотографии. У нас же до сих пор этот процесс не начат, хотя есть некоторые наработки ученых и педагогов. Наши дети мало читают и много смотрят, в том числе и при помощи Интернета. В школе им преподают историю литературы, это правильно, конечно, но ничего не говорится по поводу общения детей с экранной культурой. С экраном, который существует сегодня в самых разнообразных форматах, начиная с маленького экрана мобильного телефона. Союз в ближайшее время будет инициировать разработку национальной программы медиа-образования с использованием зарубежного опыта. Надеюсь, что Минобразования, Минкультуры поддержат наши предложения.

*75-минутная лента рассказывает об одной из трагичных страниц украинской истории - Голодоморе 1932-33 гг. Фильм стал лауреатом VI Ереванского международного кинофестиваля “Золотой абрикос”, получил специальный приз в номинации “Лучший документальный фильм”.

**Сценарий: С.Трымбач, режиссер: В.Домбровский. Историко-биографический, художественно-публицистический фильм о том, как начинал свой путь в кинематографии классик мирового кино А. Довженко.

ДОСЬЕ

Сергей Васильевич Трымбач родился в 1950 году в г. Александрия Кировоградской области. Закончил филологический факультет Киевского государственного университета им. Т. Г. Шев-ченко (1973). Работал референтом Союза кинематографистов Украины, потом - научным сотрудником отдела теории искусств Института искусствоведения, фольклористики и этнологии им. М. Т. Рыльского НАН Украины. В 1990-1993 и 1996-2005 гг. секретарь правления Союза кинематографистов Украины. Президент Ассоциации кинокритиков Украины. В 1998-2004 – зам. генерального директора Национального центра Александра Довженко. Ныне – заведующий отделом киноведения Института искусствоведения, фольклористики и этнологии НАН Украины. С апреля 2009 г. председатель Национального союза кинематографистов Украины.

Антон ПРУДНИКОВ

 → Посмотреть весь архив номеров журнала

 → Оформить подписку на журнал